Пятница, 26.04.2024, 02:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Творческий отчет

из  опыта  работы учителя технологии ГБОУ СОШ с. Свруха  на окружной августовской конференции

август 2015

Секция  учителей технологии

 

Тема: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии и внеурочное время.»

 

       Сегодня наше общество живет в обстановке   научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и  тем сильнее стремление  человека к  самовыражению .

     Естественно, очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от них умений и навыков ручного труда.

     Психологами и педагогами доказано, что развивать творческие способности необходимо с раннего  возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется  личность ребенка. И наша с вами  задача заключается в том, чтобы помочь ребенку  стать творческой личностью.    

    Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие  возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.

 Я стараюсь реализовать эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. 

     В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета «технология»: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств.

      Вы можете не согласиться, но у каждого из нас есть творческий потенциал. Он отличает человека от остальных живых существ.   

       Что же такое «Творческий потенциал»? Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

      Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности.

        Не так давно широко было распространено мнение , а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают , что творчество изначально присуще ребенку , что надо только не мешать ему свободно самовыражаться.

Но практика показывает , что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию , и, уж , конечно , не могут сохранить творческие  способности надолго.  

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души , делает её богаче и духовно- выразительнее.

          Для раскрытия творческого потенциала   я стараюсь развивать такие качества у обучающихся как:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему.

          Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология»  по направлению « Технология ведения дома»  является  проектная деятельность. В течении  учебного года девушки    выполняют 3 мини-проекта  в рамках содержания   разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла» и к концу  учебного года-четвертый,  итоговый творческий проект.  

    Лучшие итоговые проекты  рекомендуются в дальнейшем для участия в различных конкурсах,  олимпиадах и конференциях.

    В  проектировании  наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике.   

Проектный метод тесно связан с проблемным методом обучения, который я часто использую.  Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Например: на внеурочном занятии по программе «АЖУР» в 6 классе просмотрев видеоролик по вязанию крючком  должны определить способы соединения элементов в изделиях, и  определить  какой тип вязания использовался, какие инструменты необходимы, что можно изготовить в этой технике еще. Затем приступают к выполнению практической работы.

    Так как у детей  способности  и уровень обучения разные, (а иногда нет материальных возможностей приобрести элементарно самую дешевую ткань) на уроках и внеурочных занятиях   применяю дифференцированные задания.

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащимся разные по степени сложности модели:

низкий уровень обучения – фартук на поясе или цельнокроеный фартук с простейшими элементами отделки; 

средний уровень – цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой;

высокий уровень – цельнокроеный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.   

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Но не  обязательно, что ребенок с  высоким интеллектуальным развитием показывает хорошие творческие способности. Поэтому, если обучающаяся  с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.    

     На развитие творческих способностей  влияет так же доброжелательная  атмосфера на уроках

   Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.   

    Не маловажное значение  в развитии творческого потенциала у обучающихся  играют  ролевые игры, игровые ситуации, которые я  часто использую в своей работе.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.

Если посмотреть результаты творческих работ моих воспитанниц, то можно увидеть динамику:

 

 

 

2011

2012

2013

2014

2015

 

Олимпиады

Округ

1-2-2-3-3м

1-2.3м

1-1-2-3м.

1-1м.

1-1м.

 

Регион

призер

участие

14место

10место

призер

 

Конкурсы, выставки

Район

3 приз. М.

3 приз. М.

3 приз. М.

3 приз. М.

3 приз. М.

 

Округ

0 приз. М.

1 приз. М.

1 приз. М.

2 приз. М.

2 приз. М.

 

Регион

1 приз. М.

2 приз. М.

3 приз. М.

3 приз. М.

3 приз. М.

 

НПК

 

 

Округ

1 приз. М.

1 приз. М.

1 приз. М.

1 приз. М.

1 приз. М.

 

Регион

1 приз. М.

1 приз. М.

2 приз. М.

1 приз. М.

2 приз. М.

 

               

 

 

По новым стандартам  урок или занятие  должны заканчиваться рефлексией. Я часто использую игры и тренинги.  Через игру можно увидеть как работает у ребенка воображение, фантазия, и как творчески  может подойти  та или иная ученица к заданию.

Например:        Игру-конкурс « Швея»

 В каждой команде выбирается «швея», которой вручается веревка. По команде ведущего, «швеи» начинают «пришивать» членов своей команды друг к другу, продевая веревку через их одежду. Игрокам команды разрешается помогать «швее» себя «пришивать». «Пришивать» игроков можно через петли одежды, ремешки часов, бусы,   манжеты и т. п.Выигрывает та «швея», которая   сделает это быстрее других.

 

Мы все разные, но у каждого из нас есть свой творческий потенциал. И когда потенциал ребенка накладывается на потенциал руководителя (или наоборот) - мы получаем положительный результат.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Zelfira (09.04.2016)
Просмотров: 336 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: