ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, создания нормальных условий для их роста и развития неизменна при любых ситуациях в обществе, а в последнее время находится под пристальным вниманием Президента Российской Федерации Правительства.
Культура питания – одна из составляющих здорового образа жизни. Прививать навыки правильного питания целесообразно через уроки и внеклассные мероприятия. Так как предмет «Технология» содержит раздел «Работа с пищевыми продуктами» пропаганду навыков здорового питания целесообразно проводить учителям технологии.
Уроки кулинарии способствуют формированию ответственного отношения учащихся к своему здоровью. Через уроки кулинарии можно дать современные научные знания о принципах здорового питания, повысить знания и закрепить навыки, обеспечивающие безопасное питание, выработать мотивированное отношение школьников к здоровому питанию, побудить школьников к расширению знаний о здоровом питании и практическому их применению.
На уроках кулинарии следует акцент делать на интерес детей, ранее усвоенный материал, сочетать индивидуальное и коллективное образование, подходить к работе комплексно и творчески, закреплять полученные знания на практических занятиях. Не следует забывать создавать при этом все условия труда и соблюдать санитарно-гигиенические правила и технику безопасности. Учет региональных, национальных особенностей и местные условия благоприятно повлияют на концентрацию воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности. Использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность, соответствие требованиям дизайна окажут благоприятное воздействие на формирование культуры питания на уроках технологии.
Все перечисленные выше принципы, в той или иной мере, в нашей Саврушской школе соблюдаются. Предмет «Технология» и дополнительные занятия по технологии охватывают все классы с 5-11класс. Есть все условия для полноценной работы. В кабинете имеется зона для приготовления пищи –кухонный гарнитур со всеми необходимыми для работы «помощниками»: посуда столовая, приборы, сервизы, холодильник, электрическая плита, микроволновка, электрические чайники, блендер, миксер, разделочные доски для всех видов продуктов. Подключена горячая и холодная вода для мытья посуды.
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии «Повар, кондитер», приобретаются в процессе практических занятий. Повар, кондитер должен уметь приготовить различные блюда, но и уметь определять качество приготовленных блюд с помощью органов чувств перед подачей их клиентам, должен попробовать на вкус, определить вкус и запах, консистенцию, форму изделий, т.е. провести дегустацию. Поэтому мои практические занятия формируют у обучающихся общие и профессиональные компетенции.
На обслуживающий труд в 5-7 классах отводится по 2 часа в неделю. Из них на занятия по кулинарии –по 16ч, где девочки получают первое представление о кулинарии как науке и искусстве, знакомятся с витаминами и минеральными веществами необходимыми для роста и развития организма человека, правилами этикета , учатся готовить элементарные блюда из свежих и вареных овощей, кисломолочных продуктов, учатся сервировке стола к завтраку, обеду и ужину, получают первоначальные знания о традициях русского народа в приготовлении тех или иных блюд. В 8-9классах по программе 1 час в неделю. На уроках кулинарии учатся готовить первые и вторые блюда из мяса и рыбы, учатся приготовлению дрожжевого и без дрожжевого теста . В 9 классе для желающих организован предпрофильный курс «Секреты кулинарии», которые могут посещать и девушки и юноши. Особенно это ценно для слабых в учебе учащихся. Здесь они раскрываются и проявляют все свои способности и знания. Для некоторых из них это является отправной точкой в будущую профессию. В 10 классе ведется элективный курс «СМАК», где желающие учащиеся знакомятся с историей кулинарии разных народов мира и учатся готовить блюда на выбор, но с учетом воздействия данного блюда на здоровье человека.
Наряду с уроками на формирование у учащихся культуры питания не маловажное значение имеют внеклассные мероприятия практического характера(опыты, лабораторные исследования, встреча с детским врачом и т.д.). Например: Родительское собрание в 5классе на тему: «Влияние химических добавок на детский организм», классные часы в 6-8классах с приглашением детского врача: «Заболевания пищеварительной системы и способы их предупреждения» .
На разных этапах обучения провожу анкетирование не только с детьми, но и с родителями, что помогает в планировании работы.
«Зачем детям знать о здоровой пище, если они не умеют ее готовить? Здравый смысл подсказывает, что не стоит сокращать часы «технологии» в школах. Я не ставлю цель на уроках кулинарии "приготовить поесть", а учу учащихся правильно технологически приготовить блюдо, красиво подать это блюдо, соблюдать чистоту и порядок на столе, правильно вести себя за столом.
Интерьер помещения играет важную роль: во-первых должно быть уютно, комфортно для приема пищи, желательно чтобы на стенах висели картины, натюрморты, изречения великих людей о пользе пищи, советы и рекомендации по приему пищи, на столах должны быть салфетки, цветы, скатерти. Столовые приборы должны быть полностью и использоваться по назначению, тарелки, стаканы с красивым узором, рисунком, все это возбуждает аппетит.
Еда должна быть не только вкусной, она должна воздействовать на все органы чувств: радовать глаз своим внешнем видом, радовать слух приятным хрустом, источать приятный запах. Этому я учу своих учащихся на практических занятиях по кулинарии .
Но стоит сказать: как бы учителя технологии не старались прививать культуру питания на уроках технологии, если все эти правила не поддерживаются дома, в школьной столовой, результата не будет.
Открытый урок в 10 классе по курсу "Основы кулинарии"
Тема "Кулинария- это наука или искусство?"
Публичная презентация профессиональному и местному сообществу результатов своей деятельности
в рамках окружном семинаре "Система оценки достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы".
Тема выступления "Результаты учебной и внеурочной деятельности по технологии в 5-11 классах"
/prezentacija_professionalnomu_i_mestnomu_soobshhes.pptx