Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
К ВОПРОСУ О
ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Жесткова М.Н., Кастаргина З.Х.
Питание не только восполняет
энергетические и пластические процессы в организме, но и является неотъемлемой
частью общей культуры и культуры здоровья. Культура питания –
это не только чистые стол и посуда, умение пользоваться ножом и вилкой. Это,
прежде всего, сознательное и правильное применение в повседневной жизни принципов
рационального питания. Тот, кто знает законы рационального питания и следует
им, имеет больше шансов быть здоровым, деятельным, развитым физически и духовно. В МОУ Саврушской СОШ вопросу формирования культуры питания школьников уделяется большое значение. В школе обучается 347 школьников, вместе с ними в школьной столовой питаются и учителя. Воспитание культуры питания в нашей школе состоит из четырех принципов: Первый принцип – регулярность Соблюдение режима питания, регулярность приема пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Питание школьников в МОУ Саврушской МОШ осуществляется в два приема. Первая параллель обедает в 10 ч.50 мин., вторая в-11 ч.45 мин., время на питание – 20 минут. За это время школьники успевают спокойно принять пищу, так как дежурные за несколько минут до звонка накрывают столы для класса. Несоблюдение первого принципа – регулярности приема пищи ведет к нарушению деятельности желудка и всей системы пищеварения. А это – почва для размножения многих болезней. Второй принцип – разнообразие Наш организм нуждается в разнообразной пище. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Для этого на учебно-опытном участке выращиваются практически все виды овощей. Осенью они сдаются в школьную столовую. За счет этого обеды получаются не очень дорогими. А на столе у учащихся разнообразные блюда из свежих овощей. В 2010-
-2011 чебном году в школьной столовой использовали выращеннную продукцию : Лук-
Морковь- Свекла
– Капуста
– Помидоры
– Огурцы
– Картофель
– Перец
– Нарушение второго принципа ведет к тому, что человек не получает достаточного количества пищевых веществ, в результате чего нарушается деятельность организма. Структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением потребления витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Это является важной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно – кишечного тракта ( Дегтева Г. «Выгодно ли вкладывать деньги в школьные столовые?» Учительская газета, № 25 19 июня 2007 года, стр.19 – 20) Поэтому в столовой нашей школы ежедневно подбираются такие по составу продукты, которые обеспечивают организм всеми необходимыми веществами. Школьное питание сбалансировано по составу и калорийности с учетом возрастных особенностей учащихся. Наши школьники принимали участие в лечебно – профилактическом мероприятии по оздоровлению детей в области питания, которое включало пять комплексов оздоровления: II. Применение в качестве пищевой добавки фито чая из плодов шиповника. III. Применение сиропа шиповника. IV. В целях повышения иммунитета применение настоя из травы «Эхинацея». V. В целях общеукрепляющего средства применение сиропа шиповника. Третий принцип – безопасность Безопасность питания обеспечивают работники школьной столовой, деятельность которых строго контролируется санитарно – эпидемиологической станцией и родительским комитетом МОУ Саврушской СОШ. Соблюдение учащимися правил личной гигиены начинается с чистоты рук в учебных кабинетах, столовой, туалетных комнатах и чистоту раковин, которые должны привлекать своей свежестью, а не отталкивать. К нашему большому сожалению, раковины в нашей школе находятся далековато от столовой. Важно, чтобы учащиеся понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Умеренность означает, что нет необходимости полностью отказаться от любимых продуктов. Это разумный контроль над объёмом потребляемых продуктов и приданием особого значения в питании некоторым видам продуктов. Поэтому классные руководители контролируют процесс посещения столовой, ведут беседы с учащимися и родителями, проводят классные часы о пользе полноценного питания. Четвертый принцип – удовольствие Удовольствие возникает не от количества съеденного, а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда. Важно, чтобы школьники умели описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-не вкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом дома родители вместе с детьми обсуждали правила этикета, учили пользоваться столовыми приборами, достоинства блюда. В нашей школе организованы предпрофильный
курс «Секреты кухни» в 9 классе и элективный курс «Основы кулинарии» в 10-11
классах. А с правилами этикета, поведения за столом и умению готовить вкусные и
изящные блюда, сервировать стол учатся девочки 5-9 классов и на уроках
технологии, где для этого есть практически все условия.
Урок технологии
вместе с историей Сегодня мы
провели. Практику мы
совместили с теорией И к результату
пришли: Кулинария- искусство волшебное, Нас вдохновляет творить, А рядом с нею наука бесценная, Как путеводная нить. Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Это и оформление помещения, сервировка стола, не громкий разговор за столом. Мы провели опрос среди старшеклассников. Было опрошено 66 учащихся старших классов, питающихся в школьной столовой. На вопрос «Устраивает ли вас качество пищи в нашей школьной столовой?» – 50 учащихся ответили «да», 10 – «не совсем», 6 – «не устраивает». На вопрос «Влияет ли оформление помещения и сервировка столов на аппетит?» все 66 опрошенных ответили – «да». Третий вопрос «Кто должен формировать культуру питания школьников?» предполагал выбор ответа: родители, педагоги, сами учащиеся. 49 ребят ответили, что культуру питания должны формировать все вместе – родители, педагоги и учащиеся. Это говорит о том, что только совместная деятельность педагогов, школьников и их родителей даст положительные сдвиги в формировании культуры питания школьников. По результатам нашего опроса в школьной столовой произошли положительные изменения: изменился интерьер - оформлены красивые шторы на окнах, на стенах развешаны репродукции картин на тему «Натюрморт». На уроке технологии были изготовлены декоративные украшения для столов. Наши ожидания оправдались – повысилась усвояемость пищи, мы заметили, что больше пустых тарелок стало на мойке, значит, дети стали лучше есть. Больше ребят стало питаться в школьной столовой. Появились предложения - сопровождать обеды тихой классической музыкой. Довольны нашим проектом родители, учителя и наши ученики. Литература
Формирование культуры питания школьников Проводили Жесткова М.Н. и Кастаргина З.Х. 12.05.2011года Опрошено 66 чащихся.
А) – да - 23 Б) – не совсем – 42 В) – нет – 3 2. Необходима ли сервировка и дизайн на аппетит? А) – да, обязательно – 53 Б) – не обязательно – 11 В) – не нужно совсем 3. Кто должен формировать культуру питания школьников? А) – родители – 40 Б) - педагоги – 25 В) – сами дети – 54 Пожелания:
| |||
Просмотров: 17010 | Комментарии: 146 | |
Всего комментариев: 22 | 1 2 3 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-20 21-22 | |||||||||||