Среда, 02.07.2025, 18:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГБОУ СОШ с. САВРУХА

       К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Жесткова М.Н., Кастаргина З.Х.

  

 

      Питание не только восполняет энергетические и пластические процессы в организме, но и является неотъемлемой частью общей культуры и культуры здоровья.                            Культура питания – это не только чистые стол и посуда, умение пользоваться ножом и вилкой. Это, прежде всего, сознательное и правильное применение в повседневной жизни принципов рационального питания. Тот, кто знает законы рационального питания и следует им, имеет больше шансов быть здоровым, деятельным, развитым физически и духовно. 

      В МОУ Саврушской СОШ  вопросу формирования культуры питания школьников уделяется большое значение. В школе обучается 347 школьников, вместе с ними в школьной столовой питаются и учителя.

Воспитание культуры питания в нашей школе состоит из четырех принципов:

Первый принцип – регулярность

     Соблюдение режима питания,  регулярность приема пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Питание школьников в МОУ Саврушской МОШ осуществляется в два приема. Первая параллель обедает в 10 ч.50 мин., вторая в-11 ч.45 мин., время на питание – 20 минут. За это время школьники успевают спокойно принять пищу, так как дежурные за несколько минут до звонка накрывают столы для класса.

      Несоблюдение первого принципа – регулярности приема пищи ведет к нарушению деятельности желудка и всей системы пищеварения. А это – почва для размножения многих болезней.

Второй принцип – разнообразие

      Наш организм нуждается в разнообразной пище. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Для  этого  на учебно-опытном участке выращиваются  практически все виды овощей. Осенью они сдаются в школьную столовую. За счет этого обеды получаются не очень дорогими. А на столе у учащихся разнообразные блюда из  свежих  овощей.

     В 2010- -2011 чебном году в школьной столовой использовали выращеннную продукцию :

Лук- 1000 кг

Морковь-600 кг

Свекла – 500 кг

Капуста – 200 кг

Помидоры – 300 кг

Огурцы – 300 кг

Картофель – 400 кг

Перец – 5 кг

     Нарушение второго принципа ведет к тому, что человек не получает достаточного количества пищевых веществ, в результате чего нарушается деятельность организма. Структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением потребления витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Это является важной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно – кишечного тракта ( Дегтева Г. «Выгодно ли вкладывать деньги в школьные столовые?» Учительская газета, № 25 19 июня 2007 года, стр.19 – 20)

 Поэтому в столовой нашей школы ежедневно подбираются такие по составу продукты, которые обеспечивают организм всеми необходимыми веществами. Школьное питание сбалансировано по составу и калорийности с учетом возрастных особенностей учащихся.

Наши школьники принимали участие в лечебно – профилактическом мероприятии по оздоровлению детей в области питания, которое включало пять комплексов оздоровления:

I. Профилактика заболевания щитовидной железы препаратом «Йодомарин -100».

II. Применение в качестве пищевой добавки фито чая из плодов шиповника.  

III. Применение сиропа шиповника.

IV. В целях повышения иммунитета применение настоя из травы «Эхинацея».

V. В целях общеукрепляющего средства применение сиропа шиповника.

Третий принцип – безопасность

      Безопасность питания обеспечивают  работники школьной столовой, деятельность которых строго контролируется санитарно – эпидемиологической станцией и родительским комитетом МОУ Саврушской СОШ.

      Соблюдение учащимися  правил личной гигиены начинается с  чистоты рук в учебных  кабинетах, столовой, туалетных комнатах  и чистоту раковин, которые должны привлекать своей свежестью, а не отталкивать. К нашему большому  сожалению, раковины в нашей школе находятся далековато от столовой.

      Важно, чтобы  учащиеся  понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Умеренность означает, что нет необходимости полностью отказаться от любимых продуктов. Это разумный контроль над объёмом потребляемых продуктов и приданием особого значения в питании некоторым видам продуктов. Поэтому классные руководители контролируют процесс посещения столовой, ведут беседы с учащимися и родителями, проводят классные часы о пользе полноценного питания.

Четвертый принцип – удовольствие

     Удовольствие возникает не от количества съеденного, а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда. Важно, чтобы школьники  умели описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-не вкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом дома родители  вместе с детьми обсуждали правила этикета, учили пользоваться столовыми приборами, достоинства блюда.

     В нашей школе организованы предпрофильный курс «Секреты кухни» в 9 классе и элективный курс «Основы кулинарии» в 10-11 классах. А с правилами этикета, поведения за столом и умению готовить вкусные и изящные блюда, сервировать стол учатся девочки 5-9 классов и на уроках технологии, где для этого есть практически все условия. 

 

 
С целью формирования культуры питания  учителем технологии Кастаргиной З.Х.и учителем истории и обществознания Жестковой М.Н.был проведен интегрированный урок на тему «Кулинария – искусство или наука?», на котором учащиеся в результате теоретических и практических навыков,  сами сделали вывод, который выразился в стихотворении:

Урок технологии вместе с историей

Сегодня мы провели.

Практику мы совместили с теорией

И к результату пришли:

Кулинария- искусство волшебное,

Нас вдохновляет  творить,

А  рядом с нею наука бесценная,

Как  путеводная   нить.

      Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Это и оформление помещения, сервировка стола, не громкий разговор за столом.

      Мы провели опрос среди старшеклассников. Было опрошено 66 учащихся старших классов, питающихся в школьной столовой.

      На вопрос «Устраивает ли вас качество пищи в нашей школьной столовой?»  – 50 учащихся ответили «да», 10 – «не совсем», 6 – «не устраивает».

На вопрос «Влияет ли оформление помещения и сервировка столов на аппетит?» все 66 опрошенных ответили – «да».

      Третий вопрос «Кто должен формировать культуру питания школьников?» предполагал выбор ответа: родители, педагоги, сами учащиеся.  49 ребят ответили, что культуру питания должны формировать все вместе – родители, педагоги и учащиеся. Это говорит о том, что  только совместная деятельность педагогов, школьников и их родителей даст положительные сдвиги в формировании культуры питания школьников.

      По результатам нашего опроса в школьной столовой произошли положительные изменения: изменился интерьер -  оформлены красивые шторы на окнах, на стенах  развешаны репродукции картин на тему «Натюрморт». На уроке технологии были изготовлены декоративные украшения для столов.

     Наши  ожидания оправдались – повысилась усвояемость пищи,  мы заметили, что больше пустых тарелок стало на мойке, значит, дети стали лучше есть.  Больше ребят стало питаться в школьной столовой. Появились предложения - сопровождать обеды тихой классической музыкой. Довольны нашим проектом родители, учителя и наши ученики.

 

Литература

 

  1. Дегтева Г. «Выгодно ли вкладывать деньги в школьные столовые?» Учительская газета, № 25 19 июня 2007 года, стр.19 – 20
  2. Петровский К.С., Ванханен В.Д. «Гигиена питания», М., 1982 год
  3.  Рычкова С.В. – главный специалист Комитета по здравоохранению, профилактической   и оздоровительной работе «Основы оптимального питания у детей» - http://www.school280.ru/resurs_8.html

   

 Опрос учащихся по вопросу -

Формирование культуры питания школьников

Проводили Жесткова М.Н. и Кастаргина З.Х.

12.05.2011года

Опрошено 66 чащихся.

  1. Устраивает ли вас качество пищи в школьной столовой?

А) – да  - 23

Б) – не совсем – 42

В) – нет – 3

2. Необходима ли сервировка и дизайн на аппетит?

А) – да, обязательно – 53

Б) – не обязательно – 11

В) – не нужно совсем

3. Кто должен формировать культуру питания школьников?

А) – родители – 40

Б) - педагоги – 25

В) – сами дети – 54

Пожелания:

  1. Чистая посуда, особенно ложки – 18;
  2. Вкусная пища – 14;
  3. Подавать в горячем виде - 5
  4. Салаты, фрукты – 4;
  5. Вкусные запахи – 1;
  6. Накрывать столы заранее – 2;
  7. Давать соки – 7;
  8. Больше хлеба – 2;
  9. Больше времени на обед – 1;
  10. Добрые повара, хорошее отношение, (тарелки не бросать детям, а подавать аккуратно) – 4;
  11. Увеличить порции – 13;
  12. Больше выпечки – 8;
  13. Разнообразить меню – 15;
  14. Ставить солонки и перечницы – 1;
  15. Изменить интерьер, сервировать столы, заменить мебель – 8;
  16. Оборудовать буфет – 8;
  17. Убрать теннисный стол из столовой -1;
  18. Устраивает все – 3;

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Zelfira (21.02.2012)
Просмотров: 17036 | Комментарии: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: